Задать вопрос Заказать звонок Войти / Зарегистрироваться
Маркировка товаров
Санкт-Петербург

Часто задаваемые вопросы по маркировке обуви

Кто и когда принял решение о введении маркировки обувной продукции в России? Какие государственные органы будут курировать эту систему?

В соответствии с постановлением правительства №792-р от 28 апреля 2018 года, с 1 июля 2019 года цифровая маркировка станет обязательной для обувной отрасли. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 года №620 с 1 июня 2018 стартовал пилотный проект по маркировке и прослеживаемости обуви. Он продлится до 30 июня 2019 года. Оператором системы назначена дочерняя компания Центра развития перспективных технологий «Оператор ЦРПТ», созданная для реализации Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК.

 

Как можно стать участником пилотного проекта?

Чтобы принять участие в эксперименте необходимо:

1. Подать заявку на сайте Честный ЗНАК

2. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись в аккредитованных удостоверяющих центрах.

3. Иметь подключенный по каналам связи к системе аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий автоматизированное взаимодействие с оператором системы в части получения кодов маркировки.

4. Иметь компьютерную систему, обладающую возможностью формировать и заверять усиленной квалифицированной электронной подписью электронные документы, необходимые для взаимодействия с оператором системы Честный ЗНАК (запрос средств идентификации, сведения об их использовании, уведомления), в том числе при работе посредством Личного кабинета.

 

Как будет маркироваться обувь?

Для маркировки обуви будут использоваться средства идентификации с кодами маркировки, которые в виде двумерного штрихового кода DataMatrix и буквенно-цифровой последовательности (31 символ кода маркировки: первая, вторая и третья группа) наносятся на потребительскую упаковку (или товарный ярлык, или на товар).

Состав данных кода маркировки включает в себя:

·    идентификационный номер товара (GTIN), 14 цифровых символов;

·    индивидуальный серийный номер товара, который генерируется оператором Системы или участником оборота товаров, 13 символов цифровой или буквенно-цифровой последовательности (латинского алфавита);

·    код ТН ВЭД ЕАЭС, 4 первые символа 10-значного кода ТН ВЭД ЕАЭС;

·    ключ проверки, предоставляемый оператором системы в составе кода проверки, 4 символа;

·    электронную подпись, предоставляемую оператором системы в составе кода проверки, 88 символов (цифры, строчные и прописные буквы латинского алфавита, а также специальные символы).

Такой способ маркировки обуви позволяет хранить и использовать код маркировки в виде двумерного штрихового кода DataMatrix во внутренних системах участников оборота товаров, товарно-сопроводительных документах и т.д. без риска копирования или кражи.

Генерация средств идентификации с кодами маркировки в виде двухмерного цифрового кода DataMatrix происходит централизованно в единой системе маркировки Честный ЗНАК.

 

Какие существуют технические требования к участникам оборота товаров для маркировки обуви?

После того, как участник оборота товаров станет участником эксперимента, оператор системы предоставит программно-аппаратный комплекс (ПАК), включающий систему управления заказами (СУЗ) и устройство эмиссии кодов маркировки (РЭ), обеспечивающий автоматизированное взаимодействие с оператором системы в части заказа и получения кодов маркировки для формирования средств идентификации. Оператор системы предоставляет программно-аппаратный комплекс за свой счет, адаптацию и настройку работы системы проводит также на бесплатной основе.

Участникам оборота товаров не требуется замена уже имеющегося или дополнительного оборудования, включая кассы, сканеры или принтеры, для осуществления процессов, связанных с оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.

 

Какие затраты несет участник оборота товаров в процессе внедрения системы маркировки и прослеживаемости?

В период добровольного эксперимента услуга прослеживаемости предоставляется бесплатно. В дальнейшем стоимость услуг оператора за генерацию кода маркировки и дальнейшее прослеживание товара будет определено Правительством РФ. На текущий момент стоимость услуги оператора рассматривается в размере 50 копеек за единицу товара.

 

Возможно ли предварительное резервирование какого-то количества кодов?

Предварительное резервирование кодов не требуется, так как участник оборота заблаговременно может заказать любое необходимое количество кодов и применить их в любое время (срок от заказа кода до печати этикетки и нанесения ее на товар не ограничен и не регламентируется).

   

Сколько времени уходит на получение цифровых кодов маркировки по запросу?

Система маркировки одновременно обрабатывает десятки тысяч запросов:

·    запросы до 100 тысяч кодов - за несколько десятых секунды вне зависимости от общего количества запросов;

·    при большем запросе, например, в 1 млн кодов от одного участника в пиковую нагрузку максимальное время ожидания может составлять до 15 минут и зависит от стабильности интернета у получателя. В случае нестабильного интернета лучше разделить требуемый объем на части, например, по 100 тысяч кодов в каждой, что позволит за минимальное время получить необходимые коды.

 

Какая информация необходима для заказа кода?

Для заказа кода необходимо будет указать GTIN (получить в компании GS1 путем описания атрибутов товара: производитель/импортер, вид обуви, наименование товара на этикетке, материал верха, материал низа, подкладки, размер, цвет и т.д.), серийный номер (если он генерируется участником оборота товаров), коды ТН ВЭД. С более подробной информацией, которую необходимо предоставить участникам оборота в систему для получения кода маркировки, а также при обороте товара, можно ознакомится в методических рекомендациях к эксперименту на сайте Честный ЗНАК.

 

Кто эмитирует GTIN?

GTIN эмитирует GS1. ЦРПТ рассматривает возможность настройки бизнес-процессов участников таким образом, чтобы товар описывался единожды, все участники рынка и импортеры использовали единый GTIN на один товар.

   

Что считается моментом ввода товара в оборот и выводом товара из оборота?

Ввод товара в оборот:

·    Для производителей в России ввод товара в оборот осуществляется путем подачи сведений в Информационную систему маркировки и прослеживаемости после производства и маркировки товара до начала его оборота (оборот товара – ввоз на территорию Российской Федерации, хранение, транспортировка, получение и передача товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации).

·    Для импортеров ввод товара в оборот осуществляется путем подачи сведений в Информационную систему маркировки и прослеживаемости до помещения маркированных товаров под таможенные процедуры, после прохождения таможенных процедур и получения разрешения на ввоз маркированных товаров на территорию Российской Федерации, товар считается введенным в оборот.

Вывод товара из оборота:

·    продажа товара конечному потребителю в магазине через онлайн-кассу, формирование фискального чека с кодом маркировки, передача в Информационную систему маркировки и прослеживаемости данных о выбытии товаров из оборота;

·    приобретение товара не для целей дальнейшей реализации (например, продажа спецобуви). Товар выводится из оборота в момент продажи юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю для целей, не связанных с дальнейшей реализацией. Однако, если покупатель захочет продать товар другому юридическому лицу или ИП, он должен будет до реализации маркировать товар и ввести в оборот. В противном случае такая реализация (продажа) будет считаться незаконным оборотом товара;

·    при экспорте – товар выводится из оборота после пересечения границы РФ, пройдя таможенные процедуры.

 

Как и когда импортеры должны маркировать товар?

Ответственность за маркировку товаров несет импортер до помещения товара под таможенные процедуры. На фактический таможенный контроль товар должен быть доставлен с наличием средств идентификации с кодами маркировки в виде DataMatrix. Товар за пределами РФ может быть маркирован как на производстве, так и на любой точке сортировки и упаковки товара до помещения товаров под таможенные процедуры.

 

Что такое Центр этикетирования и маркировки (ЦЭМ)?

ЦЭМ является организацией, авторизованной оператором национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров, для производства этикеток с предварительно нанесенными кодами маркировки по запросам производителей и/или импортеров товаров. Этикетки могут быть как простыми, так и защищенными, с применением элементов защиты от копирования.

Основная цель ЦЭМ - обеспечить производителей и импортеров простым способом маркирования через нанесение этикеток ручным или полуавтоматическим способом на товар, который производится небольшими сериями.

ЦЭМ для маркировки импортного товара будут размещены за территорией РФ и позволят заказать этикетку с цифровым кодом для нанесения иностранным производителем, если у него не установлено необходимое оборудование для печати.

Необходимо отметить, что центры этикетирования и маркировки товаров открываются не Центром развития перспективных технологий. Это свободный рынок, не регулируемый оператором.

Плюсы использования услуг ЦЭМ:

    Для российских участников оборота:

·    нет необходимости проводить интеграцию и валидацию ПО с системой Честный ЗНАК;

·    процесс маркировки проходит проще, но требует обязательной валидации кода маркировки после нанесения;

·    нет необходимости в оборудовании для генерации кодов маркировки с криптографической защитой;

·    получение готовой товарной этикетки для маркировки или перемаркировки товара, произведенного или подлежащего перемаркировке на территории РФ.

    Для импортеров:

·    нет необходимости в оборудовании для генерации кодов маркировки с криптографической защитой;

·    нет необходимости менять компанию-поставщика готовой товарной этикетки;

·    получение готовой товарной этикетки является уже существующим бизнес-процессом.

   

 

Нужно ли маркировать товары интернет-магазинам заграницей при заказе товара покупателем из России?

В случае если товар в иностранном интернет-магазине приобретается для целей собственного использования, то он не должен быть маркирован и может быть доставлен частному лицу. В случае, если лицо, которое приобрело товар для личного использования, планирует перепродать/передать на реализацию товар юридическому лицу – товар должен получить код маркировки и быть введен в оборот на территории РФ.

 

Что делать с товаром, который покупатель вернул в магазин?

Если покупатель вернул товар с неповрежденным кодом маркировки, то товар повторно вводится в оборот через личный кабинет в системе маркировки с прежним кодом маркировки.

Если покупатель вернул товар с поврежденным кодом маркировки, то продавцу необходимо присвоить товару новый код.

 

Нужно ли маркировать выставочные и экспериментальные образцы?

Нет, данные группы товаров не находятся в обороте и не подлежат маркировке.

 

Через какой браузер я могу работать в системе маркировки обуви?

В ИС МП можно работать, используя любой браузер с поддержкой сценариев JavaScript: Internet Explorer 10, Safari 10, Chrome 66, Mozilla Firefox 59, Opera 52. Либо любую их более новую версию.

 

У меня нет усиленной квалифицированной электронной подписи. Как мне зарегистрироваться в системе маркировки обуви (ИС МП)?

Если у вас нет усиленной квалифицированной электронной подписи, вам необходимо обратиться в один из аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров. После получения и установки подписи вы сможете приступать к регистрации в системе маркировки. Список аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров доступен на сайте Министерства коммуникации и связи России http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/. Телефон справочной службы Министерства коммуникации и связи: +7 495 771-80-00, 8 800 222-15-01.

 

Как понять, что регистрация завершена и я могу начать работу в Личном кабинете системы?

При успешном завершении регистрации на адрес электронной почты придет письмо с номером участника и ссылка на вход в Личный кабинет. Пройдите по ссылке и начните работу в Личном кабинете системы маркировки.

 

Я получил отказ в регистрации. Что мне делать?

В уведомлении об отказе в регистрации в системе указана причина отказа. Устраните причину, по которой вам было отказано в регистрации, и пройдите регистрацию повторно.

 


Для подключения к системе маркировки оформите заказ
Перейти к оформлению заказа