Задать вопрос Заказать звонок Войти / Зарегистрироваться
Маркировка товаров
Санкт-Петербург

Вопросы и ответы по маркировке табака

Что такое ИС МОТП?

ИС МОТП - информационная система маркировки и оборота табачной продукции.


Что такое маркировка? Для чего она вводится в России?

Проблема нелегальной продукции остается крайне острой для России: доля незаконного оборота в легкой промышленности достигает 35%, на парфюмерном рынке 20%, на рынке лекарственных средств до 10%. В первом квартале 2018 года доля нелегального рынка сигарет в России увеличилась до 7,7% против 4,6% годом ранее, следует из исследования аналитического агентства Kantar TNS. В декабре 2017 г. Президент РФ В. Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 г. национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Создаваемая центром система, получившая название Честный ЗНАК, позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес, бренд добросовестного производителя и потребителей. Цифровая маркировка позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку.


Кто и когда принял решение о введении маркировки табачной продукции в России? Какие государственные органы будут курировать эту систему?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции» с 15 января 2018 г. на территории Российской Федерации проводится эксперимент, координацию которого осуществляет Минпромторг России. С 1 марта 2019 года табачный рынок должен был перейти на новые правила маркировки, согласно Распоряжению Правительства № 792-Р. Однако 6 марта 2019 года Правительство опубликовало Постановление № 224, в котором обозначены иные сроки. У розницы и других сегментов рынка появилось больше времени на подготовку. В первую очередь заработает контроль за оборотом маркированных сигарет и папирос, в последнюю — за кальянным табаком и прочими табачными изделиями.


В какие сроки участники табачного рынка должны начать торговать табачными изделиями по новым правилам?

В этом году Минпромторг возьмет на контроль производство и розничную продажу табака, в следующем — обмен электронными документами на продукцию между производителями и продавцами (Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224).

2019 год

  • Регистрация в ИС МОТП. С 1 марта по 30 июня включительно производители, дистрибьюторы и розничные компании регистрируются в системе.
  • Производство. С 1 июля производители обязаны выпускать только маркированные сигареты (код по ОКПД-2 12.00.11.130, код ТН ВЭД 2402 20) и папиросы (код по ОКПД-2 12.00.11.140, код ТН ВЭД 2402 20 900 0).
  • Розничная продажа. Магазины, рестораны, бары должны продавать маркированные сигареты и папиросы только через онлайн-кассу. Кассир должен сканировать код Data Matrix на упаковке с помощью 2D-сканера. Те, кто освобожден от применения касс, не освобождаются от работы с ИС мониторинга, но регламента сдачи отчетности пока нет.

2020 год

  • Производство, перепродажа и продажа. С 1 июля компании обязаны обмениваться универсальными передаточными документами (УПД) на табак, чтобы ИС мониторинга фиксировала движение товара. УПД будут передаваться через систему электронного документооборота (ЭДО).
  • Розничная продажа. С 1 июля запрещена реализация немаркированных сигарет и папирос.

2021 год

  • Розничная продажа. С 1 июля запрещена продажа кальянного табака и других табачных изделий, если они без маркировки.

Когда розница должна подключиться к системе маркировки табака?

Подключиться к ИС МОТП можно уже сейчас, пока идет эксперимент по внедрению системы мониторинга табака. Введение обязательной маркировки намечено на 1 марта 2019 года (согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р).

Желающим присоединиться к эксперименту необходимо зарегистрироваться в информационной системе маркировки и оборота табачной продукции (ИС МОТП) по ссылке . Также проверьте свое оборудование, оно необходимо для розничной продажи табака. Все, что перечислено ниже, работает в цепочке: кассир сканирует пачку, касса отправляет сигнал ОФД о продаже табака, ОФД передает фискальные данные в ФНС, а данные о табаке в ИС мониторинга.


Какое оборудование необходимо приобрести для внедрения системы маркировки табачной продукции для розничной точки?

- КЭП (можно использовать КЭП для отчетности или ЕГАИС);

- ОФД (оператор фискальных данных) для отправки КИЗ (код DataMatrix) с проданных пачек;

- ККТ (контрольно-кассовая техника) с прошивкой, поддерживающей продажу маркированных товаров (ФФД 1.05 с поддержкой тега 1162);

- 2D-сканер с возможностью считывания DataMatrix.


Какие виды табачной продукции подлежат обязательной маркировке?

На первом этапе внедрения ИС МОТП обязательной маркировке подлежат:

- папиросы,

- сигареты с фильтром,

- сигареты без фильтра,

реализуемые конечному потребителю в потребительской и/или групповой упаковке.


Маркировка табака касается только розницы? Или ресторанов тоже?

В общепите реализация табака происходит в формате розничной продажи, поэтому работают те же правила, что и в рознице.


Попадают ли под эти требования кальянные?

Если кальянные реализуют подотчетный товар – папиросы, сигареты с фильтром и без - то попадают. На данном этапе контроль не распространяется на табак для кальянов.


Можем ли мы работать с маркировкой табака без ОФД? Как отчитываться о продажах табака, если магазин не подключен к ОФД?

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом). Однако требования по маркировке не снимаются, организация/ИП должен будет самостоятельно формировать списки проданного табака и отправлять в информационную систему маркировки. Регламент этого процесса будет определен после завершения первого этапа внедрения системы маркировки (январь 2019).


Как быть с остатками сигарет на 01.03.2019, которые не будут иметь маркировку к этой дате?

Обязательная отправка данных о продаже табака через онлайн-кассу наступает с 1 марта 2019 года (срок может измениться). Сейчас обсуждается возможность поэтапного введения обязательной маркировки для разных участников рынка. По итогам эксперимента станут известны и сроки допустимого оборота немаркированного табака. С 01.07.2020 планируется запретить оборот немаркированной продукции.


Нужно ли менять систему налогообложения, чтобы соответствовать требованиям по маркировке табака?

ИП на ЕНВД и ПСН, занимающиеся торговлей или работающие в общепите, но не нанимающие сотрудников, могут работать без онлайн-кассы до 1 июля 2019 года. Требований переходить на другую систему налогообложения для работы в ИС МОТП нет, возможно, после завершения первого этапа внедрения системы маркировки (январь 2019) будут внесены изменения.


Для подключения к системе маркировки оформите заказ
Перейти к оформлению заказа